Смотреть тщетность (2010) в Full HD качестве ОНЛАЙН

Дата: 04.02.2018

тщетность (2010)

Нравится Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции 21 декабря 2011 года на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел доклад на тему: Текст выступления публикуется ниже без сокращений. В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы — коррупции.

Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации — подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему. Коррупция подразумевает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и ресурсов в корыстных целях. В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава.

С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад. Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом.

Анализируя различные проявления коррупции можно сделать вывод, что её возникновение связано с формированием человеческого общества и, особенно, с образованием государства.

Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием. Это неудивительно, поскольку вышеупомянутые явления зачастую являются следствием или производными от других системных проблем, в том числе и коррупции.

Для российских граждан тема коррупции имеет не менее тревожное звучание. О коррупции говорят по телевидению и пишут в газетах, с её проявлениями в жизни люди сталкиваются чуть ли не повсеместно и ежедневно: Согласно докладу Общественной палаты Российской Федерации, опубликованному 3 ноября 2011 года, коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право.

Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь [ii].

Какие чувства и настроения будут царить в обществе, если опыт соприкосновения с коррупцией формирует у граждан комплекс беспомощности и беззащитности, убежденности, что за все нужно платить и все можно решить с помощью денег? Это в корне подрывает основы государства, дезинтегрирует общество, вызывает всеобщую социальную апатию, правовой нигилизм, недоверие любому представителю власти.

Поскольку коррупционные преступления имеют латентный характер, официальная статистика и оценки экспертов, касающиеся этой теневой стороны экономики, сильно разнятся.

Это понятно, поскольку в данных коррупционных отношениях заинтересованы обе стороны — тот, кто дает взятку, и тот, кто ее получает. Но баланс этот весьма хрупок, поскольку зло, каким является коррупция, поражает ткань общества подобно раковой клетке, пуская свои злокачественные метастазы по всем органам гражданского общества и государственного аппарата.

Финал болезни известен — деградация, распад и гибель государства. Величайшие империи, казавшиеся непоколебимыми столпами стабильности и прогресса своей эпохи, разъедаемые червоточиной коррупции, рассыпались в прах и оставляли под своими обломками и праведных, и неправедных, и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции.

Так случалось, когда частные интересы превалировали над государственными, личное обогащение шло в ущерб стабильности и благосостоянию общества, подрывалась безопасность империй. Важность борьбы с коррупцией признана на самом высоком международном уровне — в 2003 году Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, который проводится ежегодно 9 декабря.

Целью учреждения этой памятной даты, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, стало углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней. Действительно, никакие репрессивные меры не могут обеспечить полной победы над этим злом. В качестве примера можно привести Китай, который захлестнула волна коррупции в последние десятилетия его бурного экономического роста. Провинившихся чиновников и бизнесменов там, как известно, приговаривают к смертной казни, транслируя исполнение приговора по телевидению.

С 2000 по 2009 год в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Однако преломить тенденцию, похоже, не удается. По официальным данным КНР, в 2008 году в стране произошло в 10 раз больше акций протеста, чем в 1993 году, большая часть из которых вызвана коррупционным произволом местных властей.

Слабость этой конструкции заключалась не столько в транслируемых государством ценностях, сколько в том, что этика личного, семейного, общественного поведения была оторвана от своих религиозных корней. Ценностный нигилизм и релятивизм, борьба за выживание в новых условиях, пропаганда насилия, разврата и потребительства, обрушившаяся на нас в эти годы, расшатала нравственные основы общества, дезориентировала людей в их жизни. Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними.

И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: В своем приветственном слове Его Святейшество затронул тему нравственного состояния современного российского общества, что является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции в нашей стране: Разве может быть законопослушным безнравственное общество?

Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? По итогам заседания был принят документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о связи нравственности и политики: Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций.

Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи.

Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходиться искать некие внутренние оправдания своим поступкам: Рано или поздно эти внутренние установки превращаются в твердую позицию, и сам человек уже не сомневается в своей правоте. Очень сложно остановиться и переосмыслить свое поведение, когда рядом течет такой соблазнительный финансовый поток, от которого можно получить свою выгоду.

Со временем все возможные и невозможные потребности человека уже удовлетворены, а жажду неправедного обогащения никак нельзя утолить. Его современник, святитель Иоанн Златоуст, выражает сходную мысль: Но ничто не вечно в этой жизни, любые могущественные связи и прочные позиции в обществе оказываются ненадежными, непоколебимая стабильность оказывается обманом. Примеров в современной истории предостаточно. Воистину сбываются слова, сказанные Христом Спасителем: Сегодня в Европейском Союзе явно прослеживается установка на изгнание религиозного измерения из общественной жизни, сведение его исключительно к частной сфере жизни человека.

Нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно-инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, её место занимают анти-ценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями. Хочется верить, что печальный исторический опыт России ХХ века позволит избежать соблазна загнать религию в общественное гетто, поскольку только нравственное возрождение нации способно преломить разрушительные тенденции, порождаемые коррупцией, выработать нетерпимость граждан к её проявлениям и твердую позицию не быть её соучастником.

В своей деятельности, направленной на борьбу против этого социального зла, Церковь стремится взаимодействовать с государственными структурами и общественными объединениями, воспоминая слова Спасителя, сказанные Им апостолам: Русская Православная Церковь руководствуется тем же принципом при сотрудничестве с международными организациями и с верующими других традиционных конфессий, поскольку коррупция, как я уже отмечал, присуща в той или иной степени любому обществу вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности.

Убежден, что совместные усилия государства, общественности, религиозных лидеров, способны вызвать синергию в борьбе с коррупцией и серьезно сократить её масштабы в нашей стране.