Смотреть фассбиндер (2015) в Full HD качестве ОНЛАЙН

Дата: 13.01.2018

фассбиндер (2015)

Московские показы стремились дать срез времени, отразить на белом полотне ушедшую эпоху с только ей присущими путями развития кинематографа. Петербургская же ретроспектива пошла иным путем. Творчество самого Фассбиндера, однако, зарождалось в менее насыщенной палитре. Скупость жестов, слов, движений камеры технические неудобства поначалу, обретшие статус приема спустя пару-тройку фильмов , выверенность, очищенное пространство, голые стены, давящие, создающие чувство клаустрофобии и обострение нервов; внешняя замедленная подвижность и схлопнутые сердца, и отчужденность, и всепроникающее отчаяние.

Застылость мира и конвульсии тел, бродящих по нему человеческих существ. Героями же, теми самыми оцепеневшими или припадочными существами, у Фассбиндера становятся представители разных классов, редко, правда, относящие себя к какому-либо из них.

Это и бродяги, и пролетарии, и мелкие буржуа, и совсем уже истерзанные люди, дорвавшиеся до высших слоев общества, до власти, губящей любого кто ее возжелает. Но куда не кинь взгляд везде одно и то же — лебезение перед деньгами, становящимися в отношениях третьим партнером, значимость и зависимость от которого с течением времени все возрастает, приобретая патологичные очертания; улицы и целые города, покрытые мраком распутства и лицемерия; люди, для которых чувства — нечто, что выбивает их из графика бессмысленной и потому безостановочной работы.

Хамелеоноподобные коммерсанты, продающие всё и всех, власть имущие, походя нарушающие все мыслимые законы, отцы, растлевающие собственных детей, нетерпимые соседи, чей шепот перерастает в рык — все это герои Фассбиндера, но рядом с ними есть и проститутки, способные еще на подлинные чувства, преданные мужья и жены, умирающие совместными усилиями, идеалисты, для которых нет особой нужды в реальности и которые потому изначально обречены.

Был во многом идеалистом и сам Райнер Вернер. С детства лишенный определенного места жительства читай дома , переходящий от одних родственником и знакомых к другим он, пусть и не обделенный лаской и заботой, вскоре ушел на улицу и вел тот образ жизни, что спустя годы отразится в его фильмах о гангстерах, сутенерах, борделях, а также о госучреждениях и прочих злачных местах.

Набираясь подобного опыта, он мог спокойно оплачивать многочисленные киносеансы, на которых, видимо, просиживал дни напролет. Получая кинообразование, обретая вкус, он мечтал о создании собственного киноязыка, но при первой же попытке был освистан и согнан со сцены под хлопки и улюлюкания толпы.

Следующие лабораторные опыты также частенько терпели неудачу. Не обращая поначалу внимания на зрительские реакции, Фассбиндер стал снимать по 3-4 фильма в год, работая на пределе и делая монтаж за ночь.

По сути, каждый фильм для него становился очередной дозой успокоительного, работа с актерами он также пытался создать собственную школу, но ничего не вышло — групповой терапией, а монтаж — кушеткой психоаналитика.

Наполнил он столь яркими и завлекающими противоречиями и своих киногероев, а сам часто оставался ребенком, забавляющимся с выдуманными человечками, играя их судьбами и телами, надломы и истерики которых особенно его забавляли. Многие и тогда и сейчас называют его подонком, шпаной, ворвавшейся в кино и взорвавшей его язык. Другие же нарекают его святым, мучеником от искусства. Однако, не впадая в критику подобных высказываний, скажем лишь, что чем дальше, тем чаще в фильмах Райнера Вернера заметно его отчаяние от всего увиденного в реальности, его одиночество и метания эти от одной стены собственноручно выстроенной клетки к другой.

Потому и жаль порой, что подобно своему герою Ваалу в фильме Шлендерфа он не убежал в лоно природы, леса, в поисках надежды на спасение.