Смотреть бангур (2016) в Full HD качестве ОНЛАЙН

Дата: 19.02.2018

бангур (2016)

В состав ариев входило множество близких по культуре и быту племён и племенных союзов, говоривших на языках арийской группы древней индоевропейской семьи. Для ранней волны было свойственно использование бронзы и меди, а в хозяйстве поздней волны ариев уже широко применялось железо. Обе волны ариев активно смешивались с автохтонными народами , говорившими на дравидийских и мунда языках, что приводило к образованию новых этнических групп.

Территория современного штата Раджастхан как раз и является частью той древней области, где протекали первые процессы этого смешения.

О заметном влиянии местного населения на пришлых ариев свидетельствует и повсеместное распространение среди последних ещё в ранний период веры в автохтонного бога Шиву и богинь-матерей [4] [5]. Арии второй так называемой ведийской волны расселялись по западным землям Индо-Гангской равнины , которые были уже в значительной мере освоены ранними ариями поздние арии были многочисленнее и расселялись значительно шире ариев первой волны. В первой половине I тыс. Арийские кшатрии закрепляли за своими родами захваченные земли, на которых становились правящим сословием.

В ходе продвижения по северо-западной Индии кшатрии по ряду причин надолго задержались на территории современного Раджастхана. Во-первых, их миграции на юг и юго-восток сдерживало наличие труднопроходимых лесистых гор; во-вторых, кшатрии вели непрерывные войны с аборигенным населением, проживавшим вдоль этих гор как автохтонным , так и оттеснённым сюда ранними ариями с территории Хараппской цивилизации. К середине I тыс. Постепенно кшатрии превратились в многочисленную социальную прослойку, в состав которой включались как представители знати некоторых коренных народов, так и правящие круги следующих волн завоевателей саков , тохаров и белых гуннов.

Соправителями и советниками кшатриев были брахманы , которые нередко вступали с ними в борьбу за власть [7] [8]. Во второй половине I тыс. В этот же период на северо-западе Индийского субконтинента появились большие группы сакских и тохарских племён, пришедшие из Средней Азии. Одна из ветвей тохаров основала Кушанское царство , наместники кшатрапы которого управляли большей частью территории Раджастхана.

Ряд кшатрапов происходил из пришлой сакско-тохарской знати, которая постепенно индуизировалась, другие возвысились из числа местных кшатриев, ставших вассалами Кушанов. Те же из кшатриев, кто не нашёл себе места в новой иерархии власти, оказывали пришельцам активное сопротивление. Например, в I веке н. В начале II века династия Сатаваханов андхрского происхождения отторгла от земель сакских кшатрапов из шиваитской династии Кшахаратов юго-восточную часть их владений. Во второй половине II века восстание против Кушанов в восточном Раджастхане подняли Яудхеи, которые объединили под своим началом все соседние земли, в том числе и Мальву [9].

Со временем сакско-тохарская знать, давно утратившая свой язык и письменность, приняла индуизм и влилась в сословно-кастовую систему местного общества она стала одним из элементов варны кшатриев и признала брахманское верховенство. С конца III века кушанских кшатрапов стала теснить брахманская династия Вакатаков, захватившая власть в Бунделкханде. К IV веку кшатрийские или кшатрийско-брахманские республики повсеместно были вытеснены монархическим строем правления.

В конце IV века территория бывшего Кушанского царства вошла в состав империи Гуптов , при распаде которой в конце V века местные правители из числа старых кшатрийских династий создали несколько независимых царств династии Гурджаров-Пратихаров , Майтраков, Гарулаков, Каттачури.

С V века начались вторжения обосновавшихся в Средней Азии белых гуннов , которые доходили вплоть до Мальвы. В VI веке центральный ареал гуннов переместился из области Пешавара в Панджаб, а их походы достигали уже Гуджарата постепенно они, как и саки, усвоили письменность и религию местного населения, влившись в кшатрийско-брахманский пласт, а их династический род был признан одним из раджпутских родов.

Местным князьям, как правило, позволяли сохранить свои земли при условии выплаты дани гуннам [10]. В начале VII века правитель династии Пушпабхути подчинил себе обширные земли, в том числе Мальву, но княжествам Раджпутаны удалось отстоять свою независимость. В начале VIII века раджпутские правители оказали сопротивление вторгшимся арабам и в ходе битвы за Раджастхан изгнали их за реку Инд. Победа над иноверцами возвысила раджпутскую династию Гурджаров-Пратихаров , которая правила на значительной части Гуджарата, Раджпутаны, Мальвы, Панджаба и в северной части Гангской равнины, и позволила окрепшим раджпутским родам кулам начать экспансию в земли Северной Индии например, род Томаров обосновался в Дели.

К X веку в результате непрерывных междоусобных войн наступило ослабление Пратихаров, чем воспользовались раджпутские кулы Чалукьев Соланки , Чанделов Чхандалов , Чауханов Чахуманов , Гухилотов Гохилов , Томаров, Парамаров и другие. В XI веке северо-запад Индии подвергся нашествию Газневидов , захвативших Панджаб и даже утвердившихся на время в северной части Раджпутаны один из мусульманских наместников правил здесь в первой четверти XII века.

После образования в начале XIII века Делийского султаната княжества раджпутов почти непрерывно вели бои с мусульманскими правителями, сделав знаменем своего сопротивления индуизм. Особенно упорно и героически оборонялись в начале XIV века раджпутские крепости Читор, Рантхамбхор, Джалор, Джодхпур и Джайсалмер именно к этому периоду восходят массовые самосожжения женщин-раджпуток, отказывавшихся отдавать себя на поругание захватчикам.

Но власть султаната не была прочной: Правители небольших княжеств, не желавшие становиться данниками султанов, уходили со своими отрядами и придворными в леса и горы, где укрывались у вождей местных племён. Постепенное ослабление Делийского султаната и усиление влияния его наместников привело к тому, что в начале XV века в Гуджарате возник местный султанат, на севере занимавший часть Раджпутаны почти до середины XVI века с ним активно воевали раджпутские правители Мевара, Джунагарха, Гирнара и других южных княжеств [12].

Крепость Амбер 2016 Взошествие на делийский престол династии Великих Моголов 1526 год возобновило активную борьбу раджпутских княжеств за свою независимость. Падишах Акбар , воспользовавшись сдачей правителя княжества Амбер , вторгся в глубь Раджпутаны и, преодолевая упорное сопротивление многочисленных крепостей, в 1568 году с огромными потерями вновь взял почти неприступный Читор.

В правление веротерпимого Акбара многие раджпуты были привлечены к военной и придворной службе, получив в замен права заминдаров и джагирдаров.

Однако, немалая часть малоземельных раджпутов превратилась в простых земледельцев. Акбар поощрял женитьбу знатных мусульман на дочерях раджпутских князей, и даже своего сына женил на сестре амберского правителя Ман Сингха.

После длительного сопротивления падишах Джахангир в 1615 году всё же подчинил Раджпутану своей власти договор о капитуляции подписал предводитель раджпутской коалиции, меварский правитель Амар Сингх, воины которого были вынуждены войти в состав армии Моголов. Раджпуты стали участвовать как во внешних походах Моголов, так и в междоусобных войнах падишахов, а часть их не прекращала борьбу с мусульманским владычеством [13]. В годы правления падишаха Шах-Джахана раджпуты активно участвовали на стороне Моголов в борьбе с маратхскими феодалами, но после восшествия на престол его сына Аурангзеба 1658 год , непримиримого борца с индуизмом, многие раджпуты отвернулись от власти.

Их крайне возмущало разрушение храмов, введение налога на немусульман и ограничение доходов джагирдаров. Восстания раджпутов охватили Бунделкханд что привело к созданию в начале XVIII века независимого княжества в Мальве , Марвар где стычки продолжались до 1709 года и Мевар, раджпуты прекратили службу в императорской армии.

В начале XVIII века маратхи участили атаки на разрозненные княжества раджпутов, во многом мстя им за прежнюю поддержку Моголов. В 30-х годах Мальва и Бунделкханд вошли в орбиту маратхского государства, а в 50-х годах после нескольких походов на Раджпутану маратхи обложили данью многие княжества, включая Джайпур. Поражение от афганцев в 1761 году и начало британской экспансии вынудило маратхов ослабить нажим на раджпутские княжества, а в 1817 году англичане и вовсе добились от маратхов согласия на невмешательство в процесс установления дипломатических и торговых отношений с княжествами Раджпутаны.

До 1823 года Британская Ост-Индская компания навязала всем княжествам договоры, согласно которым они признавали её суверенитет, обязывались платить дань, оказывать военную помощь и не вступать в какие либо отношения с другими государствами без согласия англичан, а те в замен гарантировали невмешательство во внутренние дела княжеств.

В дальнейшем британцы стали активно привлекать раджпутов в свою колониальную армию, комплектуя ими даже отдельные части [14]. Раджпуты в составе британской армии 1914—1915 В мае 1857 года вспыхнуло восстание сипаев , к которому примкнули и многие рядовые раджпуты.

Осенью 1859 года мятеж был жестоко подавлен, британцы щедро вознаградили вставших на их сторону князей Раджпутаны, но исподволь стали стравливать их, справедливо опасаясь возможной консолидации раджпутов против колонизаторов. Только члены торгово-ростовщической касты марвари активно включились в компрадорскую деятельность и прочно закрепились по всей Индии.

Примирившиеся между собой князья богатели за счёт поборов с населения, отнимали земли у отсталых племён и всё более закабаляли крестьян, что нередко приводило к масштабным народным восстаниям. Какие либо общественные или партийные организации, пытавшиеся закрепиться в Раджпутане, не получали значительной поддержки со стороны широких масс, находившихся в абсолютном информационном вакууме и полной зависимости от своих правителей.

Британцы помогали князьям подавлять любое народное недовольство или свободомыслие, иногда провоцируя погромы на религиозной почве как, например, в княжестве Алвар в 1932—1933 годах [15]. В центре этих территорий на положении британской провинции находилось княжество Аджмер-Мервара. В 1949 году образовался Союз княжеств Раджастхана, президентом которого стал правитель княжества Джайпур. Лишь после интеграции в октябре 1956 года всех раджпутских княжеств бывшей Раджпутаны в состав Индии а именно в состав новосозданного штата Раджастхан сословные и кастовые различия подверглись некоторым изменениям, а князья были формально отстранены от политической власти в своих бывших владениях.

В 60-х годах в сельской местности стали повсеместно открываться начальные школы, в городах постепенно развивались промышленность и сфера услуг. Наиболее урбанизированными округами были Аджмер , Джодхпур и Джайпур. Из-за сохранения в сельской местности института ранних браков и ранней вовлечённости детей в хозяйственную деятельность посещаемость школ в целом невелика.

В округах, граничащих с Пакистаном Ганганагар , Биканер , Джайсалмер и Бармер , значительный процент занятых составляют военнослужащие или лица, обслуживающие военные объекты. В Раджастхане до сих пор сильны позиции древней системы отношений между работодателями джаджманами и работниками каминами или пурджанаями.

В штате существуют три вида системы: Эта система в значительной мере консервирует натуральное хозяйство в деревенской общине в городах преобладает денежное вознаграждение [26] [27]. Часть племён ведёт кочевой или полукочевой образ жизни, обмениваясь с оседлыми раджастханцами товарами или услугами.

В большинстве своём члены племён малограмотны и экономически отсталы. Иногда противостояние выливается в кровопролитные беспорядки, погромы и столкновения с полицией [31] [32] [33]. Крупнейшими кастами были чамар более 2,465 млн , мегхваль более 2,06 млн , берва более 930 тыс.

Раджпуты[ править править код ] Женщина из группы раджпутов 2006 Происхождение воинского и землевладельческого сословия раджпутов до конца не выяснено.

Раджпуты стали тем историческим ядром, вокруг которого образовывалась этническая общность раджастханцев и на которое ориентировались все остальные этнические группы местного населения. На протяжении всей истории раджпуты позиционировали себя как главные защитники индуизма и брахманов, они выступали основной силой, покорявшей и частично ассимилировавшей аборигенные народы, но также и впитывавшей обычаи и культы автохтонов.

Зависимость населения от стойкости и отваги раджпутов в борьбе с внешними врагами воспитала умение народа сплачиваться вокруг раджпутов, поддерживать их в боях, гордиться их победами и чувствовать свою сопричастность к этому нигде больше, кроме Раджпутаны, не наблюдается такого отношения простолюдинов к своим владыкам и эксплуататорам.

Раджпуты оказывали огромное влияние на все стороны социальной и культурной жизни народа, они способствовали росту патриотизма и формированию национального самосознания раджастханцев. Раджпуты являются однородным сословием и не делятся на касты, браки заключают между равными по богатству и социальному положению группами исключение составляют обедневшие раджпуты, поневоле включённые в кастовую структуру своих деревень и сблизившиеся с подобными им по статусу кастами [36] [37] [38].

Важную роль в формировании раджпутского сословия сыграла воинская знать саков , тохаров , гурджаров и белых гуннов , слившаяся с пластом потомков арийских кшатриев. Главными идеологами адаптации религиозных и правовых норм пришельцев и частично автохтонов к стандартам индуизма выступали брахманы.

Процесс сложения раджпутов как воинского и феодально-землевладельческого сословия в основном завершился к XIII веку, после чего барды-летописцы стали систематизировать историю раджпутских родов и возводить их к одной из трёх великих династий ванш или вамш [39] [40]. Кроме того, раджпуты делятся на более древнюю Лунную Чандраванша или Чандра-банси , менее древнюю Солнечную Сурьяванша или Сурадж-банси и самую молодую Огненную Агниванша, Агни-банси или Агни-кула династии.

Относительно малочисленная Огненная династия происходит от кшатриев, посвящённых в эту варну из среды военной знати автохтонных народов. Существует ещё небольшая четвёртая, неканоническая Змеиная династия Нагаванша или Нага-банси [41] [42]. Эти кулы переоборудуют свои дворцы и крепости в музеи и шикарные отели, а также продолжают оказывать влияние на местную политику [43] [44] [45].

Поклонение предкам и Луне Соме как источнику дождя и семени было характерно всем индоевропейским народам. После прихода древних ариев в ареал Хараппской цивилизации произошло смешение их культов с бытовавшим здесь поклонением Рудре-Шиве и священному быку, что в итоге трансформировалось в современный шиваизм.

Поздние арии создатели Ригведы считали ариев первой волны и породнившихся с ними автохтонов объединённых почитанием Луны неистинными и неправедными ариями. У ведийских ариев главными в пантеоне были Индра бог гроз и войны и Агни бог огня , что со временем переросло в почитание Солнца Сурьи и замену лунарного календаря солярным.

Постепенно в среде арийских кшатриев и сменивших их раджрутов произошла унификация основных правил и обычаев. У них не допускается повторное замужество вдов, плата выкупа за невесту, участие женщин в трудовом процессе вне дома. Раджпуты обязаны строго изолировать семейный очаг, носить священный шнур и внешне соответствовать своему эталону большой тюрбан, пышные усы с закрученными вверх кончиками, разделённая надвое борода.

Раджпуты всегда были во главе своих подданых, диктуя им нормы социальных отношений и религиозно-ритуального поведения в русле индуизма. С периода раннего Средневековья их жизнь стала моделью для подражания, население Раджпутаны усваивало некоторые поведенческие предприсания раджпутов и давало своим родовым группам имена раджпутских родов до сих пор многие кастовые и этнокастовые группы во время переписей именуют себя раджпутами.

В эпоху феодализма раджпутские кулы, образовавшиеся по наследственной линии либо путём слияния одинаковых по положению семейств, играли ведущую роль на уровне княжества, округа или района. Главы кулов и линиджей отвечали за оборону земель, сбор налогов и поддержку политики центральной власти.

Численность кулов и линиджей также разнилась, например, в составе рода Чауханов в начале XX века насчитывалось свыше 450 тыс. В составе каждого главного кула есть более высокие и низкие линиджи, которые иногда даже запрещали взаимные браки в пределах кула все линиджи экзогамны.